Коллекторы ищут выход с рынка
Рост закредитованности населения и, как следствие, проблемных долгов парадоксальным образом ударил по коллекторскому рынку. Затраты на взыскание выросли в разы, а платить больше банки не готовы. В такой ситуации для некоторых игроков встал вопрос ухода с рынка.
Одна из крупнейших норвежских коллекторских компаний Lindorff, еще недавно утвердившая план расширения бизнеса в России, неожиданно приняла решение о его консервации. О том, что акционеры коллекторского агентства «Линдорфф» (норвежская компания Lindorff, один из лидеров на европейском рынке взыскания долгов) неожиданно отказались от планов развития бизнеса в России, рассказали «Ъ» несколько источников, знакомых с ситуацией. «Решение было доведено до руководства российской «дочки» буквально на днях и стало полной неожиданностью,— говорит один из собеседников «Ъ». — Некоторое время назад акционеры «Линдорффа» утвердили план расширения компании на российском рынке, а потом резко передумали и велели сворачивать бизнес». По информации «Ъ», формально «Линдорфф» не покидает российский рынок, но бизнес компании будет законсервирован . О планах Lindorff усилить свое присутствие в России «Ъ» сообщал 26 августа, когда для развития бизнеса на пост главы российской «дочки» был приглашен Олег Коган. В пятницу господин Коган подтвердил «Ъ», что планы акционеров «Линдорффа» изменились: в связи с рисками, связанными с санкциями, компания приняла решение отказаться от планов развития бизнеса на российском рынке. Господин Коган сохранит пост гендиректора в «Линдорффе». По словам источников «Ъ», консервация бизнеса в России для Lindorff — вынужденная мера. «Если бы сейчас российский бизнес можно было продать, акционеры это сделали бы»,— говорит собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией.
Сейчас на коллекторском рынке сразу несколько средних по величине коллекторских агентств ищут покупателя, добавляет он. По словам другого источника «Ъ», в числе продающихся — Русская долговая корпорация, «Русдолгнадзор» и «Центр ЮСБ». «При этом два последних агентства готовы продаться как по отдельности, так и вместе,— говорит он.— Дело в том, что «Русдолгнадзор» специализируется на цессии, а «Центр ЮСБ» — на работе по агентской схеме, таким образом, они вместе составляют агентство полного цикла». В «Центре ЮСБ» от комментариев отказались.
Гендиректор «Русдолгнадзора» Сергей Кендзиор сообщил «Ъ, что периодически встречается с участниками рынка и обсуждает возможность консолидации, но конкретных договоренностей на текущий момент нет. Связаться с представителями Русской долговой корпорации в пятницу «Ъ» не удалось. Участники коллекторского рынка сходятся во мнении, что причина, по которой владельцы средних коллекторских агентств пытаются продать бизнес, в резком падении его доходности.
По словам председателя совета директоров агентства «Русколлектор» Ильи Фомина, в текущем году даже при передаче банком долгов в работу по агентской схеме число заемщиков, совершающих платежи, снизилось в среднем на 20%. «Преимущественно это произошло в январе—мае из-за роста закредитованности в предыдущие периоды,— говорит господин Фомин. — Сейчас же ожидается рост безработицы, что усугубит ситуацию с неплатежами». То есть затраты на взыскание долгов растут, а платить большие комиссии банки, перед которыми стоит задача оптимизации расходов, не готовы, продолжает он.
По оценкам участников рынка, если в 2010-2011 годах доходность коллекторского бизнеса составляла 20% (то есть на каждый потраченный рубль коллектор получал 20 коп. прибыли), то сейчас она снизилась более чем вдвое. «Кроме того, привлекать средства, в частности для покупки портфелей, сейчас стало очень сложно. Поэтому сейчас развивать бизнес могут лишь крупные игроки, акционеры которых готовы инвестировать в этот бизнес, либо иностранцы, материнские структуры которых готовы предоставлять им финансирование»,— говорит собеседник «Ъ» в одном из средних российских коллекторских агентств.
Источник- Коммерсант