Денежные суррогаты
Деньги…Деньги…Деньги…Всюду они и без них - никуда.
Эмиссия же российских денежных знаков – абсолютная и исключительная прерогатива Центрального Банка России. И это – по Закону. Но мы - то с Вами знаем: Закон – что «дышло»…
А почему, собственно, нельзя (хотя бы – локально) использовать свое подобие бумажных денег?
И законно ли это будет?Предлагаю разобраться с этими вопросами – на нашумевшем примере села «Шеймуратово» Кармаскалинского района Республики Башкортостан (Российская Федерация, между прочим).
2009 год…Разгар мирового финансового кризиса с его проекцией на родное Отечество. С проблемами неплатежей и дефицита наличных денег столкнулось и предприятие - ООО «Шеймуратово» (постсоветский колхоз с сельско - хозяйственным направлением деятельности), расположенное в селе с одноименным названием.
Руководитель хозяйства, заручившись поддержкой партнеров по сельскохозяйственному бизнесу, вводит местную валюту (талоны), которую тут же окрестили «шеймуратиками». 20% от заработной платы селяне – работники общества – стали получать именно в этой валюте. Денежный суррогат можно было обменять (купить) на товары ТОЛЬКО в двух местных магазинах или обменять на федеральные (назовем их таким образом) деньги – в бухгалтерии общества по курсу, указанному на самих талонах. Дабы «шеймуратики» не скапливались, как водится, «под матрицами» населения - согласно указанного на самих талонах курса обмена - суррогат официально обесценивался на 2% в месяц.
Председатель хозяйства Артур Нургалиев утверждает, что только введение в действие талонов, предотвратило банкротство общества. Ведь основные денежные средства в село – поступают только лишь в осеннюю пору, при массовом сборе и продаже урожая.
Вместе с тем, Нургалиев не скрывает того, что идея введения местечкового денежного суррогата принадлежит не ему.
Авторство идеи принадлежит немецкому предпринимателю и
финансовому теоретику Йохану Гезеллю (1862 – 1930).
Человек этот и придумал теорию «о свободной экономике». Именно с его «легкой руки» и появились понятия «свободные деньги», «свободные деньги с отрицательным процентом».
Свою теорию «свободных денег» Геззель изложил в фундаментальном труде Новый экономический порядок».
Я и сам заинтересовался этим произведением и нашел его на бескрайних просторах Интернета. Труд сей - весьма объемен, поэтому ниже я приведу лишь две выдержки из книги. Даже по этим отрывкам текста можно понять, что теория Гезелля совершает экономический переворот и полностью рушит привычные «денежные» устои государства…
Гезелль – о «свободных деньгах».
Гезелль – о неравенстве между владельцами товаров и владельцами денег.
Тема, поднятая Гезеллем, показалась мне интересной и не показалась утопичной, так как в практике мировой имеется опыт небольшого австрийского городка Вергл, администрация которого в тридцатых годах прошлого века, ввела на своей территории «хождение» локального денежного суррогата - местного «шиллинга».
Валюта эта имела хождение в Вергле – два года. За это время – городок совершил определенный «экономический прорыв». Однако, смелый эксперимент, в конце – концов, пришлось прекратить – под давлением
федеральных властей и мирового финансового сообщества.
Отступая в сторону, скажу, что денежные суррогаты имели локальное «хождение» и на территории СССР, и на постсоветском пространстве. А появлялись они, прежде всего там, где возникал дефицит наличных бумажных денег.
Да что там – «локальное хождение»…
Кто из нас не помнил «печально знаменитые» российские продовольственные талоны, имевшие «хождение» по всей территории, недавно развалившегося союзного государства, в период: 1991 – 1993 г.г.
Ваш покорный слуга как раз в это время был слушателем Высшей школы МВД и тоже 1 раз в месяц – получал на руки, так называемую «портянку», состоящую из талонов на основные продовольственные и непродовольственные товары.
Талоны нужно было вырезать ножницами и отоварить (погасить) в специальном магазине, закрепленном за нашим учебным заведением. «Неотоваренные» в течение указанного на них срока, талоны – «сгорали».
Вот где шел настоящий товарный обмен талонами…Как вспомню, так вздрогну.
Например, я не курил, но талоны на табачные изделия – получал исправно. Мне они были без надобности. Следовательно, «талоны на сигареты» я менял на «талоны на сахар». «Обменный курс» сего процесса - я сейчас и не вспомню. Однако, без сомнения, дороже всего ценились - талоны на водку, «курсовая стоимость» которых резко взлетала в последние дни месяца, то есть: в дни окончания периода «отоварки»…
Возвращаясь к опыту села «Шеймуратово», нужно сказать, что и в данном случае хозяйству удалось за два года показать высокие экономические показатели. Например, надои молока и урожаи зерновых, повысились на сотни процентов.
Однако, в бочку меда была добавлена и ложка дегтя. Добавлена она была районной прокуратурой, которая «зорко» наблюдает за соблюдением российского законодательства.
Ведь имеется же в наличии - Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Есть в Законе том, и отдельная статья под номером 27,запрещающая выпуск и оборот денежных суррогатов.
Вроде бы, вот тебе, прокуратура рассейская, и основание для «вчинения» иска шеймуратовским своевольникам.
Но, как всегда – есть одно «но»…
Расшифровки термина «денежные суррогаты» в действующих законах государства российского – не существует.
Что же такое «денежные суррогаты»?
Допустим, известный экономист Хазин не признает «шеймуратики» - денежным суррогатом - в виду их «местечковости», а значит и невеликой ликвидности в рамках великой страны.
В общем, «воз и ныне там», а пробелом в законодательстве и воспользовались смелые новаторы из сельской глубинки.
В словаре же Ожегова, имеется лишь понятие (общепринятое) «суррогата», которое практически невозможно, применить в конкретном судебном процессе.
Думаю, что специалисты районной прокуратуры рассуждали аналогичным способом. Но выход нашли (на то и « законники») – обратились в районный суд с исковым заявлением о признании незаконным – приказ председателя Нургалиева о выдачи части зарплаты – работникам хозяйства – суррогатными деньгами.
В своем иске, Кармаскалинский районный прокурор ссылался на нарушение председателем Нургалиевом – нормы права, закрепленной в статьи 131 Трудового Кодекса России.
Районный суд в 2012 году - иск прокуратуры удовлетворил полностью.
Однако, ребята из села «Шеймуратово» оказались настырными и обжаловали не вступившее в законную силу, решение районного суда, в апелляционную инстанцию – Коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
Факт остается фактом, но…Судебная коллегия – в январе2013 года - отменила решение районного суда, признав неполномочность прокуратуры как истца в процессе, выступающего в защиту «неопределенного круга лиц».
Круг лиц-то как раз и определен территорией села «Шеймуратово», за пределами которого денежные суррогаты обращения не имеют. Кроме того, никто из тружеников общества – за защитой своих нарушенных трудовых прав – с письменным обращением в прокуратуру НЕ ОБРАЩАЛСЯ.
Вот выдержка из официального заявления пресс – службы Верховного Суда Башкортостана – по этому поводу.
Честно говоря, с самого начала не верилось в то, что федеральная власть позволит создать опасный судебный прецедент в отдельно взятом субъекте федерации относительно «денежных суррогатов».
И хотя, решение Судебной коллегии Верховного Суда Башкортостан вступило в законную силу, процессуальное законодательство позволяет обжаловать и такое решение – в порядке, так называемого, кассационного производства. Чем и воспользовалась республиканская прокуратура.
Кассационная жалоба на решение Судебной коллегии Верховного Суда Башкортостана, поданная прокуратурой, была в полной мере поддержана и удовлетворена Президиумом Верховного Суда Башкирии – в апреле 2013 года. Денежные суррогаты –«шеймуратики» признаны «вне закона».
«Что позволено Центробанку – не позволено Нургалиеву» (не путать с полицейским министром).
Тем не менее, пока шли все эти тяжбы - отдельно взятому, сельхозпредприятию, была предоставлена возможность экономического развития - в рамках своего смелого эксперимента.
Будут ли руководители ООО «Шеймуратово» обжаловать решение Президиума ВС Башкирии – в Верховным Суд России? Вопрос остается открытым. Василий Катаев. Сайт " Денежные займы "