Как не встретиться с коллектором и судебным приставом?
Кто взывает к нашей совести и кошельку?
Каждый, кто решил жить в долг,
должен задуматься о последствиях.
Они очень неприятны, даже отвратительны,
но, главное, возможны.
Что будет, если не платить по счетам? Скажем, за коммуналку? Или плюнуть на выписанные штрафы?
Или на взятый в банке кредит? А будет, вероятно, как в песне: «Если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой». Так вот, об этих «кто придет за тобой» и поговорим.Есть мнение, что коллектор - полезная профессия, а когда коллекторов ругают, то путают причину и следствие. Нет, это вовсе не коллекторы главная беда, а должники, которые упорно не платят. Как нетрудно догадаться, в основном самим коллекторам это мнение и принадлежит. Логично выглядит мнение? Логично. И даже напоминает правду. Только вот правда не вся. Пусть должники бывают безответственны читая их жалобы на форуме Антиколлекторов ONLYWAY, пусть не рассчитывают своих сил, но ведь известно, что человек слаб, и нехорошо соблазнять его своими выгоднейшими, фееричнейшими предложениями. А то банки очень уж любят изображать по поводу кредитных должников праведный гнев: «Они не платят! Они не платят!» - только зачастую у этого гнева гнилая подкладка. Мало ли кто взрослый? Мало ли кто сам должен был думать? Курево тоже не для детей выпускают, а оно подчас куда безобидней банковского кредита.
Поэтому давайте все эти листовки, расклеенные в метро, и телевизионные ролики будут как сигаретные пачки проштампованы большими черными буквами: «Кредит - путь в долговую яму», «Кредитная зависимость пагубна», «Живите по средствам» и т.д.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К КОЛЛЕКТОРАМ
Да, банки, заманивая людей своими кредитами, умалчивают, что, если потеряешь платежеспособность, будет уже другой, не столь вежливый разговор предупреждает должников Ассоциация Антиколлекторов России. А у коллекторов, получается, совесть вполне чиста. И даже содержится в их профессии какой-то печальный, мужественный намек: «Да, это грязная работа, приятель, но ведь кто-то должен делать ее. Кто, если не мы?»
Однако заметим для начала, что коллектор - вымышленная профессия как и антиколлектор - кредитный юрист. Нигде не закреплена, ни под каким кодом не числится. Закона о коллекторской деятельности тоже нет, да и вообще в нормативных документах никаких коллекторов не существует, за исключением разве что сточных, распределительных, выпускных. Сами коллекторы скажут на это, что закон очень нужен, потому что, если профессия возникла, это означает, что сама жизнь ее подсказала, и остается лишь узаконить это естественное явление. И кто, если не мы, приятель, приструнит неплательщиков, жуликов, которым нынче раздолье...
За всеми этими доводами забывается главный вопрос: зачем он вообще нужен, этот коллектор? Чтобы кредитору возвращали долги? Но для этого достаточно кредитных юристов, штатных или нанятых. Если на уговоры юристов должник не соглашается, это спорная ситуация. А если есть спор, значит, есть суд, заявляют в международной юридической компании ONLYWAY. Только суд уполномочен решать, говорит Андрей Власс, есть ли у человека долг перед банком или нет, Вот и все. О каком еще собирании долгов можно говорить?
Однако оказывается, что вроде бы можно, раз коллекторы осмеливаются требовать с нас долги. И еще смеют решать, какую именно сумму человек должен. Дескать, делают выводы на основании подписанного обеими сторонами договора. Но кто знает, как к этому договору отнесется суд? В антиколлекторском агентстве ONLYWAY по этому поводу сложилась своя положительная для должников практика. И вообще сочтет ли его действительным, соответствующим закону?
И вот получается следующее: коллекторы играют роль загадочной карательной инстанции, к тому же присвоившей судебные полномочия. В эту инстанцию люди верят, поскольку по факту вроде бы она существует. Ну и, соответственно, нервничают, когда их пугают этими коллекторами - не очень ясной, но всем известно, что крайней мерой, припасенной для должников.
КОЛЛЕКТОРЫ ПРОСТЫЕ
Профессии коллекторов нет, специального закона нет, в других законах об этой деятельности тоже без упоминаний. А на каких вообще основаниях работают эти ребята? Ведь не может быть, чтобы оснований не существовало в принципе? Какие-то основания действительно есть. Например, простой договор об агентских услугах, о представительстве интересов. Дескать, за определенную плату мы обязуемся информировать клиента о его задолженности и о том, что, если он не заплатит, банк обратится в суд.
Законно ли это? Вполне, не считая одного сомнительного момента. Было ли у банка право передавать третьим лицам наши личные данные? Вспоминаем часть 1 статьи 24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласияне допускаются». Вот он, принципиальный момент.
Было ли дано нами согласие на передачу наших данных и контактов третьим лицам? Вероятно, в договоре, который мы подписывали, как водится, особенно не читая, имелся этот пункт, и тогда звонок третьего лица вполне законен. Но вот если нет там такого пункта, никакие третьи лица не должны нам звонить.
Но пусть даже договор разрешает передавать информацию о заемщике третьим лицам. И что? Это же не означает, что мы обязаны болтать по телефону с первым позвонившим? говорит Андрей Власс вице-президент Ассоциации Антиколлекторов России. Договора, который подтверждает его отношения с банком, мы не видели. Мало ли кто это? Да и даже если бы увидели договор, что изменилось бы? У нас есть долг перед банком и нет отношений с какими-то «дополнительными» господами.
Все, кто берет кредит, должны понимать, наставляет на путь юридической грамотности Андрей Власс, что в большинстве случаев договор с банком позволяет передачу наших личных данных третьим лицам. Поэтому лучше сразу после подписания договора это положение отменить. Это делается заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении в совершенно одностороннем порядке. Ясно, что банк к такому запрету едва ли прислушается, но, случись суд, мы покажем квитанции, свидетельствующие об отправке письма. Квитанции будут означать, что о своих конституционных правах мы заботились. А банк их нарушил.
КОЛЛЕКТОРЫ УСЛОЖНЕННЫЕ
Есть такая вещь - договор цессии. Или, как это называется в Гражданском кодексе, «перемена лиц в обязательстве» (глава 24 ГК РФ). Основная суть проста, разъясняют антиколлекторы ONLYWAY: мы должны кредитору, а он взял и продал нашу задолженность кому-то третьему. Вот на этом вполне законном механизме и паразитируют многие коллекторы. Как это обычно выглядит? Должник обнаруживает в почтовом ящике письмо, где говорится: банком таким- то ваша задолженность переуступлена нам, компании такой-то. Будьте добры, расплатитесь.
С одной стороны - вроде бы все законно. Действительно, согласие должника для продажи долга не требуется. Должника достаточно лишь уведомить о перемене лица в обязательстве. Но что значит уведомить? Написать письмо и отправить его в красивом конверте? Нет, конечно, восклицает Андрей Власс вице-президент Ассоциации Антиколлекторов России. Требуются доказательства перемены лица - сам договор цессии. Иначе «должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу» (часть 1 статьи 385 ГК).
То есть нужны доказательства, а на это коллекторов хватает далеко не всегда. Они же в основном не по этой части, а больше насчет другого - позвонить, попугать, антиколлекторы этот метод называют «телефонным терроризмом». Поэтому, услышав про договор цессии, не нужно думать, что все так серьезно. Просто заказным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке следует отправить в банк запрос: действительно ли мой долг кому-то продан? И даже если это окажется правдой, опять-таки ничего страшного. Перемена лица в обязательстве не влечет никаких бед. От того, что мы должны не кредитору X, а кредитору Y, сами обязательства не изменились.
МЫ ТЕБЯ ИНФОРМИРУЕМ
Если бы коллекторы вели себя по-людски, должнику было бы все равно, кто звонит по телефону и напоминает о долге. Он бы и не задавался вопросом, кому принадлежит вежливый голос: коллектору, банковскому юристу, сотруднику службы безопасности. Спасибо, что напомнил, а так - хоть Людовиком Вторым назовись.
Но выбивальщик долгов может назваться даже Людовиком Пятнадцатым, мы все равно поймем, с кем имеем дело. Этих ребят в принципе не перепутаешь с королем.
В самом худшем случае нас ждут интонации и лексика уличной шпаны, угрозы из того же плебейского репертуара, обещания разобраться не только с тобой, но и с родственниками, фантазии в средневековом духе (продадим в рабство), познания в вульгарной зоологии. Наконец, психопатические перепады настроения: от томных увещеваний к яростным угрозам и обратно к увещеваниям. Хотя согласно агентскому договору с банком коллекторы имеют право всего лишь информировать клиента о задолженности.
Впрочем, бывает, что они ведут себя прилично. Обращаются на «вы». Не кричат. Даже представляются, не скрывая названия своего агентства, и угрожают только лишь судом. Но поскольку таким коллекторам суд тоже не нужен, а нужно опять-таки поскорей получить деньги, они тоже стараются испортить должнику кровь. Просто вместо собачьего лая мы слышим жужжание комара - цивилизованное, но назойливое.
Кроме того, коллекторы способны на разные фокусы. И еще добро, если напоминания о долге кладут в твой почтовый ящик, потому что ведь могут положить и в чужие, чтобы соседи знали, какой злостный жулик рядом живет. Могут оклеить подъезд должника объявлениями компрометирующего содержания, названивать на работу, третировать родственников.
ПРАВИЛА РАЗГОВОРА С КОЛЛЕКТОРОМ
Если позвонил коллектор, мы не должны говорить ему, где работаем, живем, находимся в настоящий момент. Не должны обсуждать с ним размер нашего заработка и объяснять, почему не платим, какие именно затруднения нас постигли. Ни в коем случае не должны сообщать личных сведений, в том числе о родственниках, знакомых или имуществе: то есть мы просто не знаем, есть ли у нас дети, родители, семья, дача, машина, адрес проживания. Мы даже не знаем марку своего мобильного телефона. Вообще насчет себя мы не в курсе, по этому поводу Ассоциация Антиколлекторов России выпустило «памятку кредитного должника».
Но о чем же с ними тогда говорить? Так говорить не надо. Обещание пожаловаться в полицию, если будут лезть, - единственная информация, на которую коллектор должен рассчитывать. Мы же не рассказываем о себе тому, кто ошибся номером, пусть даже он представился президентом. Ha форуме антиколлекторов onlyway www.onlyway.ru много записей, которые желательно бы почитать всякому собравшемуся влезть в долги. Так вот, там видно, что, когда человек отказывается назвать имя, коллектор сразу впадает в истерическое бессилие. Начинает клянчить («Ну скажите имя, скажите, вам жалко?»), стыдить («Такой взрослый, а имя назвать не может...»), угрожать.
И не только с коллектором или сотрудником службы безопасности банка, но даже с обходительным банковским юристом не надо долго беседовать. В таких вопросах, как истинный размер нашего долга, штрафов, ростовщик - худший советчик. Не только телефонные переговоры, но и поездки в банк - дело не самое надежное. Насев на заемщика вдвоем, втроем, уговаривая, убеждая, сотрудники банка могут буквально вынудить подписать какие-нибудь лишние соглашения, предупреждают антиколлекторы ONLYWAY.
Впрочем, одну вещь нужно сделать советует кредитный юрист международной юридической компании «Legal Service ONLYWAY» - оповестить банк об изменившемся финансовом положении и предложить ему реструктуризировать нашу задолженность. Но соглашение о реструктуризации подписать, лишь показав своему юристу. А если обоюдовыгодная договоренность не достигнута, то мы оповещаем банк, что приостанавливаем выплаты и подаем в суд. Оповещаем, конечно, не устно, а заказным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке. Квитанции, подтверждающие отправку и доставку письма, сохраняем, и, если случится суд, они будут весомым доказательством нашего добросовестного поведения. Да, задолжали, с кем не бывает. Но сделали все от себя зависящее, чтобы проинформировать кредитора. И даже проинформировали.
НЕСТРАШНЫЙ СУД
Банки любят пугать должника судом. Но если бы они и вправду любили судиться, не было бы никаких коллекторов. Зачем банк стал бы нанимать помощников, если бы долг можно было взыскать через суд? недоумевает Андрей Власс.
За что банки не любят суд.Банки и коллекторы не любят суды по двум причинам. Во-первых, долго. Суд может затянуться на полгода, год, полтора. И ясно, что все это время на возвращение долга можно не рассчитывать. Во-вторых, по итогам суда с должника, сколько планировал, уже обычно не возьмешь. Или же возьмешь, но опять-таки в другие, нежели хотелось бы, сроки.
Чем суд выгоден должнику.Разумеется, основной долг нам не скостят. Тут уж извините. Когда брали кредит, своей головой думали - пени, штрафы за просрочки или несоблюдение условий. Договоры, составленные ловкими банковскими юристами, зачастую выглядят так, словно по их страницам проскакала золотая антилопа. Через каждые пять строк натыкаешься на деньгоносную жилку - повод для финансового требования. И вот как раз эти дополнительные накрутки суды охотно срезают, применяя статью 333 «Уменьшение неустойки» ГК РФ: «Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку». Миллионные долги в судах запросто худеют на несколько сотен тысяч, подтверждает многолетняя юридическая практика компании «Legal Service ONLYWAY».
Как добиться своего. Разумеется, суд на слово не верит, все, что заявлено, должно быть доказано, говорит кредитный юрист ONLYWAY. И если заемщик превратился в должника, поскольку изменились финансовые условия, (статья 451 ГК РФ) свое новое положение нужно продемонстрировать суду.
Вот, скажем, документы, подтверждающие наш доход. А вот документы, в которых говорится, что такие-то суммы уходят на съем квартиры, оплату коммунальных услуг, лечение, обучение детей в платной школе и т.д. В итоге суд должен как можно яснее видеть остаток, который можно пустить на выплату долга.
Вторая инстанция. Если решение суда нас не устраивает, говорят кредитные юристы ONLYWAY, это совсем не конец. Просто предстоит подача апелляции во вторую инстанцию, что повышает шансы на успешное окончание дела, хотя, разумеется, затягивает процесс.
Повторим уже сказанное. Как только стало ясно, что расплатиться не получается, лучше сразу же заказным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке известить банк о своих проблемах и желании получить рассрочку/отсрочку. В письме обозначить разумный срок, в который вы рассчитываете на ответ (если такой срок предусмотрительно не указан в договоре), например две недели - месяц.
Чтобы письмо выглядело убедительней и аттестовало своего отправителя как человека серьезного, его желательно снабдить доказательствами утраты платежеспособности, приложив документы, подтверждающие доход и свидетельствующие о расходах.
Ну а если банк проигнорирует письмо или нового соглашения с ним вы добиться не сумеете, возникнет спорная ситуация, в которой лучше всего поскорее найти юриста/антиколлектора. Первые в мире антиколлекторы появились в начале двухтысячного - это были кредитные юристы международной юридической компании «Legal Service ONLYWAY». Долговые споры лучше решать с помощью кредитных юристов в судебном порядке, именно такой шаг будет лучшей профилактикой коллекторских приставаний. Потому что ясно, что человек, добровольно выбравший судебный вариант, понимает свои права. А если понимает, то о чем с ним еще говорить?
Довольно мрачный диагноз
Андрей Власс, вице-президент «Ассоциации Антиколлекторов России» говорит что случаев, когда коллекторы грубо давят на должников, множество, и порою мне представляется, что дело обстоит даже хуже, чем в приснопамятных 90-х. Люди, не имеющие ни малейших правовых оснований требовать долг, именно выбивают деньги. Позиция исключительно односторонняя: «Ты брал, значит, должен, и столько, сколько мы скажем. Не отдаешь, значит, кидаешь. А твои затруднения, проблемы, изменившиеся обстоятельства никто не обязан ни учитывать, ни рассматривать. Кстати, имей в виду, что сегодня до 12.00 действует программа частичного списания долга». Вот такая технология выбивания долгов.
Очень часто коллекторы - бывшие сотрудники полиции, службисты со всеми признаками своего прошлого ремесла: заведомо «обвинительное» отношение, отсутствие малейшей гибкости, косность. И еще у них есть одна неприятная черта - сохранившиеся теплые отношения с бывшими коллегами. Поэтому часто жаловаться на коллекторов в полицию бессмысленно, хотя и необходимо, если мы хотим и перед собой, и перед возможным в дальнейшем судом выглядеть законопослушными гражданами.
Бывает, что с подачи коллекторов полиция возбуждает против должников дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Например, должника вполне можно подтянуть под эту статью, если он сменил адрес, не уведомив кредитора, или предоставил справку о доходах в свободной форме по выданному кредитором же образцу.
С другой стороны, сделать так, чтобы он решил прятаться, тоже не представляет труда - достаточно запугать. Тем временем споры, возникшие у должников с банками, должны решаться не по дворовым понятиям на уровне разговоров «брал - должен», а совершенно в другом ключе. На Западе сбором долгов заняты юридические службы, кредитные советники, которые банки наделяют полномочиями предлагать от своего имени рассрочки, уступки, рефинансирование, перекредитование. Давление на клиента исчерпывается предложением решить дело в досудебном порядке. Если соглашение не достигнуто, кредитор идет в суд, а не в подъезд к должнику. Могу свидетельствовать, что даже в бывшей советской Прибалтике все обстоит намного цивилизованней, чем в России. О том, чтобы звонить должнику и позволять себе хамство, речь не идет. Как противостоять этому? Обращаться к юристам, и по возможности скорей. Возникли затруднения с погашением кредита - ведите дело к суду. И чем раньше начать процесс, тем лучше. Выбрав судебный вариант, человек показывает, что знает свои права. Коллекторы чаще всего давят на тех, кто не знает законов.
Как коллекторы прикидываются государством
Что такое мимикрия? Большая советская энциклопедия сообщает: слово происходит от греческого mimikos - «подражательный». Это один из видов так называемой покровительственной окраски и формы, который обеспечивает сходство животного с несъедобными, а то и просто опасными предметами окружающей среды. Так, некоторые чересчур пугливые змеи прикидываются лианами. Морские коньки похожи на водоросли, в которых и прячутся. Гусеницы бабочек-парусников напоминают птичий помет. Полет иных бабочек почти неотличим от кружения падающего листа...
Только вот коллекторов в этом списке не сыщешь, что, впрочем, логично: они используют мимикрию не в оборонительных, а в наступательных целях. Отличить же божий дар от яичницы жертва, подслеповатая в правовом отношении, способна далеко не всегда. В чем выражается мимикрия коллекторов? Чтобы придать себе дополнительное значение, они прикидываются государственными структурами. А точнее, чем-то неопределенным, но вроде бы напоминающим полицию, контрольные службы, официальные органы.
Государства у нас боятся, дух его чуютиздалека и предпочитают не связываться. Под таким официальным соусом проще выбивать долги и запугивать. Позвонили, представились судебным отделом коллекторского агентства, и это многозначительное «судебный отдел» произвело такое впечатление, что человек даже не сообразил еще, с кем разговаривает, а уже испугался. Зачастую мимикрия выражается в символике. Многие агентства используют в своих эмблемах триколор, гербовую фауну, включая государственного двуглавого орла, другие значительные образы, вроде щитов и мечей, что, несомненно, намекает на некоторое родство с известными органами.
Но отдельная история - названия.
Тут уж мимикрия достигает почти совершенства. Например, «Национальная служба взыскания» бывшая фирма «Пристав». Каждое из трех слов - прямо в точку. Даже веришь, что у какого-нибудь Минфина есть такая специальная структура.
Или «Национальное агентство по сбору платежей» - тоже неплохо. Или «Центр кредитной безопасности». Более 2000 коллекторских агентств с одноименными названиями можно найти в опубликованных списках на сайте Ассоциации Антиколлекторов России www.anti-debt.ru
Зачастую приняты названия с сокращениями, от которых исходит знакомый казенный запах чиновника, циркуляра, присутствия: «Росдолг», «Руссколлектор», «Платеж надзор», «КоллектБюро» и т.д. А вот «Финансовое Агентство по Сбору Платежей» - это трюк посложнее. Внушительно здесь выглядит не только название, но и его аббревиатура - ФАСП. Напоминает ФАС - Финансовую антимонопольную службу. Или «Р.О.В.Д» аналогичные «гос.имена» зашитые в долговые письма можно посмотреть на сайте антиколлекторов ONLYWAY www.onlyway.ru
Обидно здесь не только то, что они откровенно дурят людей, что на многих действует официальный тон и эти чеканные названия, но также обидно, что все у них как-то уж слишком запросто.
Бабочка лунка серебристая тысячелетиями зарабатывала свою способность прикидываться отломанной веточкой. Поколения лунок серебристых платили жизнями, выпрашивая у природы такую малость. Тут же все элементарно: раз - и мимикрировали.
Примеры судебной практики
Мы приводим эти примеры для ободрения читателя. Судов не надо бояться. Судебных решений, которые выгодны должникам, принимается множество. Фирмы - антиколлекторы, такие, как «Legal Service ONLYWAY» наработали ряд методов борьбы с новоявленными мытарями. Если банк ущемляет наши права, нужно не расплачиваться покорно, а обращаться в суд и добиваться выхода из долговой зависимости.
Дело № 1 Ответчик: «Ренессанс Капитал».
Место рассмотрения: Симоновский районный суд г. Москвы. Решение вынесено 16.11.2011.
Суть дела
Банк требовал с заемщика не только погасить основной долг, но также оплатить комиссию за ведение ссудного счета. Комиссия выглядела скромно: всего-то 1,7% от суммы кредита. Однако примерно за пару лет эти 1,7% превратились почти в 248 тыс. руб.
И вот, обратившись в суд, клиент просил отменить эту задолженность.
А сумму, уже уплаченную в ее счет, пустить на погашение основного долга. Кроме того, представитель истца (должника) LegalServiceONLYWAY просил суд почти в два раза снизить размер назначенной банком неустойки.
Решение
Суд решил, что комиссию за ведение ссудного счета надо отменить как явно надуманное условие. Это распространенное решение в отношении подобного рода комиссий. Логика здесь такова: ведение ссудного счета не касается клиента. Клиент ничего не обязан знать про внутрибанковскую механику. Его забота - сам долг, проценты и штрафы, если они обоснованны. Что касается штрафов, суд снизил их с 72 тыс. руб. до 46 тыс. руб., применив статью 333 ГК РФ, которая позволяет уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Дело № 2 Ответчик: «ВТБ 24».
Место рассмотрения: Мещанский районный суд г. Москвы. Решение вынесено 23.07.2012.
Суть дела
Женщина взяла кредит, но погашение не потянула. Представитель должника антиколлектор ONLYWAY обратился в суд, чтобы получить рассрочку на три года.
Решение
Пример того, как суды охотно дают рассрочку на основании части 1 статьи 203 ГПК РФ, если истец покажет свое финансовое положение. Истица представила суду самые очевидные документы: справку о доходах за прошлый год, свидетельство о рождении ребенка (значит, нужны деньги на ребенка), копию решения мирового суда о расторжении брака (значит, воспитывает ребенка одна). Суд заявление о рассрочке безоговорочно удовлетворил.
Дело № 3 Ответчик: «Ренессанс Капитал».
Место рассмотрения: Симоновский районный суд г. Москвы. Решение вынесено 24.05.2012.
Суть дела
Человек задолжал банку и просил в суде смягчения условий погашения кредита. В частности, аннулировать комиссии и снизить несправедливую, по его мнению, неустойку. Но главное, что заемщик попал в довольно частую историю: правила погашения кредита могут быть устроены так, что платить можно до бесконечности. Своими взносами ты гасишь то, что «накручено» поверх кредита, но тело кредита, то есть основная сумма, остается нетронутым.
Решение
Суд отменил комиссии за обслуживание и выдачу кредита, поскольку они не являются самостоятельными банковскими услугами. Человеку нужна сумма в долг, и его не должна интересовать внутрибанковская механика.
Что же касается основной проблемы, суд указал, что закон устанавливает очередность погашения требований по денежному обязательству (статья 319 ГК РФ). А банк этой очередностью пренебрег, своевольно решив, что в первую очередь должна погашаться начисленная им совершенно несоразмерная неустойка. Суд снизил неустойку и перевел часть средств, ушедших на то, чтобы ее закрыть, в счет погашения основного долга.
В итоге сумма, которую требовал банк в поданном встречном иске, уменьшилась примерно в полтора раза. Вынося решение, суд, в частности, воспользовался статьей 404 ГК РФ, которая позволяет уменьшить размер ответственности должника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине обеих сторон. Юридическая практика любезно предоставлена антиколлекторами ONLYWAY.