Тайна банковского вклада
Понимают ли сами то, что, порой, творят - законодатели Российской Федерации? Анализируя текст, принятого в первом чтении 22.02. 2013 года,
законопроекта № 196666 – 6, понимаешь: навряд ли.
Законопроект этот называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Уж не знаю: в каком варианте окончательно будет принят этот законопроект (а то, что он будет принят – я лично не сомневаюсь: такова она, Государственная Дума, нынешнего, очередного созыва), но то, что имеем в наличии, на сей момент - однозначно перечеркнет такое понятие как «тайна банковского вклада».
Да и вообще: о банковской тайне в России, вероятно, придется забыть – надолго, если не навсегда. Почему это так – узнаете, если прочитаете статью до конца.
Разработчиками данного законопроекта являются, в основном, фискальные и правоохранительные органы России. Инициатор – Росфинмониторинг Российской Федерации. Это - госструктура, занимающаяся противодействием легализации (отмыванию) преступных доходов (далее – ОПД) и финансированию терроризма (далее – ФТ).
При этом, Росфинмониторинг ссылается на ужесточение в этом вопросе позиции межправительственной организации ФАТФ (FATF), которая разрабатывает основные правила борьбы с ОПД и ФТ в странах, входящих в эту организацию. К странам, не входящим в ФАТФ и не принимающим ОБЩЕВЫРАБОТАННЫЕ правила борьбы с этими преступными явлениями, ФАТФ (совместно с ведущими мировыми экономиками), применяет разнообразные и серьезные санкции.
Инспектирование ФАТФом стран, принятых в членство организации, на предмет соблюдения законодательством этих стран УСТАНОВЛЕНЕНЫХ ПРАВИЛ борьбы с ОПД и ФТ, осуществляется 1 раз в 5 лет.
Вот адрес официального сайта ФАТФ (на английской языке).
ФАТФ насчитывает в своих рядах настоящее время 36 участников, из них – 34 страны.
С 2003 года в ФАФТ входит и Российская Федерация. А значит: Россия обязана приводить действующее страновое законодательство в соответствие с ПРАВИЛАМИ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Здесь нужно отметить тот факт, что ФАТФ – организация довольно влиятельная и весьма активизировала свою деятельность в последние годы. Особенно, после печально известного теракта в США – 11 сентября 2001 года.
В свое время, дело дошло до того, что именно под давлением этой международной организации, Швейцарии пришлось предоставить информацию о банковских счетах нескольких тысяч граждан Америки, подозреваемых в связях с международными террористами.
Задумайтесь на мгновение: самой Швейцарии пришлось сделать это, чья банковская система считается мировым эталоном. В Швейцарии – где банковская тайна (и тайна банковского вклада, в частности) формировалась веками и безоговорочно охранялась на государственном уровне – пошли на раскрытие информации о своих клиентах.
В России же, 1992году – за основу банковской системы - была взята именно швейцарская модель.
Нет, я, конечно же, обеими руками «за» борьбу с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, но не до такой же степени…
В случае принятия законопроекта № 196666 – 6 в нынешнем варианте, понятие банковской тайны (тайны банковского вклада) нужно вообще убирать из российского права. И доверия в российской банковской системе это не прибавит.
Что же - в действующем российском законодательстве – понимают под банковской тайной и кто должен хранить эти сведения?
Ответ на этот вопрос мы находим в статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Статья 26 Закона так и называется «Банковская тайна».
Итак, гарантами банковской тайны выступают:
- Кредитная организация (банк),
- Банк России (Центральный Банк России),
- Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов (в России – это госкорпорация АСВ)
Банковской тайной, соответственно, является ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О СЧЕТАХ, ВКЛАДАХ и ОПЕРАЦИЯХ (СДЕЛКАХ) ПО БАНКОВСКОИМУ СЧЕТУ И ВКЛАДУ КЛИЕНТА (ОВ).
Оговорены в действующем законодательстве и случаи, при которых информация, составляющая банковскую тайну (тайна банковского вклада), передается указанным в самом законе – государственным органам.
Например, справки по банковским счетам и вкладам юридических лиц и ИП, банк обязан предоставить: самим клиентам, в суды по их запросу и по запросу конкретных госорганов (например, Пенсионный Фонд России) в пределах полномочий и прав этих госорганов, оговоренных в специальных законах об их деятельности. А если ведется расследование по уголовному делу – такие сведения банк обязан предоставить - при наличии согласия Руководителя Следственного Органа.
Для нас же - самым интересным является то, кому и в каких случаях банки обязаны передавать сведения, составляющие банковскую тайну ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ).
Общее правило в данном случае, предусмотренное частью 4 статьи 26 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности», гласит так:
Пока и без всяких новых законопроектов - невооруженным взглядом видно, что банковская тайна – для некоторых госорганов - тайной быть совсем и не может. Однако, условие предоставления информации банками только по мотивированному письменному запросу – действующее законодательство: сохраняет.
Какие же новшества предлагает, принятый думцами в первом чтении, законопроект № 196666 – 6?
Ниже, я не буду рассматривать такие узкоспециальные, нужные и обоснованные (вероятно) изменения в действующие законы как введение новой статьи Уголовного Кодекса «Контрабанда денежных средств» либо уменьшение величины «крупного размера» с 6 миллионов до 600 тысяч рублей в нормы уголовного законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Оставлю в покое я и иные изменения, например в законы «О банкротстве» или «О противодействии легализации доходов, полученных преступных путем».
Все это как-то еще можно объяснить.
Я же пройдусь по изменениям, предлагаемым законодателями по предоставлению сведений, составляющих банковскую тайну.
1.Законопроект предлагает ввести изменения в Федеральный Закон «Об оперативно -розыскной деятельности (далее – ОРД) в Российской Федерации», которые будут давать возможность всем спецслужбам России - наводить справки в банках (банк будет обязан представить эти данные) о счетах и вкладах (и операциях по ним) всех клиентов (включая и граждан) - при НАЛИЧИИ РАЗРЕШЕНИЯ СУДА НА ЭТО.
И все это – ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.
Ранее такое право (кроме информации о счетах и вкладах граждан) имели только органы полиции - при расследовании налоговых преступлений.
Теперь планируется, что эту информацию могут получать все остальные спецслужбы – субъекты оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и пресечения уголовных дел средней тяжести, тяжких и особо тяжких.
Пусть Вас, уважаемые читатели, не вводит в заблуждение фраза «с разрешения суда». Ваш покорный слуга, бывший сотрудник спецслужб, неоднократно получал подобное судебное разрешение - буквально за 5 минут. Редкий судья, при этом, лениво пролистает предоставленные материалы. Чаще всего, представитель Фемиды, тоскливо оглядев толстое оперативное дело, произносит: «Давай, расскажи на словах – в чем тут дело?»
А, ведь, кроме полиции, функциями осуществления ОРД (это, фактически, «добро» на проведение разведывательной деятельности) в России – наделено около 10 спецслужб (точно указано в самом законе, можете посмотреть).
Тут и ФСБ, и таможня, и ФСО, и ФСИН (служба исполнения наказания) и Госнаркоконтроль…
А ежели, вдруг, судья откажет в выдаче такой санкции представителю спецслужбы, то он по нововведениям законопроекта, будет… «иметь возможность обратиться по этому же вопросу – в вышестоящий суд». В общем, понятно, что стену, в конце – концов, «пробьют»: как ни как – на кону «интересы государственные»…
Превращаемся в полицейское государство образца времен графа Аракчеева?...
2. А планируемые изменения в Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» и вовсе ОБЯЗЫВАЮТ банки предоставлять (инициативно, без запроса) в налоговые органы следующую информацию:
- об открытии и закрытии банковских счетов и вкладов (депозитов) ГРАЖДАН,
- об изменении реквизитов счетов и вкладов ГРАЖДАН,
- об остатках денежных средств на счетах и вкладах ГРАЖДАН,
- о банковских операциях по таким счетам и вкладам.
Информацию эту банк должен будет предоставить (письменно, по установленной форме) в налоговые органы в течение 3 суток с момента совершения любого из указанных событий…
Если же будет соответствующий запрос из налоговой - по конкретному субъекту, то банк ОБЯЗАН предоставить такую информацию в тот же, трехдневный срок.
Небольшой, но емкий, видеосюжет о рассматриваемом законопроекте и фактически похороненной - банковской тайне в России: предлагаю Вашему вниманию.
Эй, где Вы – банковская тайна, тайна банковского вклада? Ау? Отзовитесь…Печально это все, печально…
Могу себе представить, какие «необычайно урожайные» всходы дадут такие «семена» (читай - законодательные нововведения), упав на, обильно удобренную коррупцией, почву нашей с Вами многострадальной российской действительности.
Лично мне такая банковская тайна не нужна. А Вам?
А окончательный вариант закона – представители нижней палаты Федерального Собрания - планируют принять к июню 2013 года.
«Вперед, Россия!»
Источник В.Катаев http://odaljivajdengi-gramotno.ru